- ПРАВИТЕЛЬСТВО
- - высший коллегиальный исполнительный орган государства. П. в разных странах носят различные конституционные наименования: Кабинет - в Японии; Совет министров - в Индии; Правительство - в Чехии, Колумбии; Совет министров (Правительство) - во Франции и на Кубе; Государственный совет - в Китае; Федеральное правительство - в Германии; Федеральный совет - в Швейцарии; Административный совет - в КНДР и т.д.
В зависимости от формы правления и в связи со степенью участия парламента в формировании П. можно разграничить две основные модели формальной процедуры образования П.: парламентскую и внепарламентскую.
Парламентская модель предусматривает формирование П. на базе итогов парламентских выборов (при двухпалатном парламенте - обычно выборов в нижнюю палату). Это характерно для парламентских республик, монархий и для многих смешанных республик. По общему правилу, глава государства назначает главу П., в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им П. будут пользоваться доверием большинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава П. формирует состав П. и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту (напр., Палате общин в Великобритании, обеим палатам в Италии). В некоторых странах (напр., в Болгарии) парламенту представляется только глава П., который после своего утверждения парламентом формирует П. и представляет его для назначения главе государства. В Германии Бундестаг должен выбрать Федерального канцлера по предложению Федерального президента, а если это не удается, то может произвести такой выбор по собственному разумению. В Швеции назначение главы П. производится не королем, а тальманом Риксдага. В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает, что при утрате парламентского большинства (напр., при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы.
Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также и для некоторых смешанных республик. В последнем случае нужно различать формально внепарламентскую модель, которая на деле является парламентской, поскольку П. нуждается в доверии парламента (нижней палаты), как это имеет место во Франции (здесь П. формируется премьер-министр, который назначается президентом), и реально внепарламентскую, от которой центральная исполнительная власть в доверии парламента не сдается и формируется совершенно зависимо от него. Так, в президентской республике П. формируется президентом и потому почти не зависит от расстановки партий и партийной борьбы в парламенте. В президентских публиках П. формируется президентом, причем из назначенных им членов П. (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) должен быть утвержден парламентом.
П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.
Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики. М. А. Василик, М. С. Вершинин и др.. 2001.